Ампир в архитектуре

 Ампи́р (от фр. empire — «империя») — стиль позднего (высокого) Классицизма в архитектуре и прикладном искусстве.

Возник во Франции в период правления императора Наполеона I и развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века. Стиль ампир является своеобразным отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами, его художественные особенности проявляются в широком применении ордерной системы, в противопоставлении больших плоскостей стен концентрированным декоративным деталям, в преобладании прямолинейных очертаний, массивных геометрических объемов. Зданиям самого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы. Так, архитектор Пьер Виньон (1762-1828) при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия, обратился к величавой и компактной форме периптера.

Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший Классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима – высшая стадия искусства греческих Афин.

Характерное для ампира сочетание "римских" и "египетских" мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П.-Ф. Томира и его мастерской. С 1805 г. Томир был "придворным чеканщиком" Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники - бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного классицизма.

В стиле ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета. Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах - круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне.

Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах - открытый эклектизм. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются "помпеянские", египетские, римские и даже "турецкие" мотивы, что создает общий "сибаритский характер ампирного интерьера". А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм» доходит почти до китча. Возможно, именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения ампира в "стиль Карла X", открывший период собственно Историзма как эпохи "воссозданий".

Галерея

Средний рейтинг - 5.0 (2голосов)
Нажмите на звездочку для того чтоб проголосовать, ваша оценка - 1

Хотите оставить свой комментарий?

Комментарий сохраняется
Ваше имя: Введите ваше имя/ник
E-mail: некорректный e-mail

Нет комментариев. Хотите быть первым?

Фасадный декор ТМ "INT-DECO"
Украина, г. Киев ул. Магнитогорская,1

intdeco@fasad-dekor.kiev.ua

+38 044-228-15-14
+38 067-329-87-34 Viber/Telegram

+38 067-329-87-35

 


  • Обращайтесь в INT-DECO и мы поможем Вам определиться с подходящим декором!
  • Разумные цены и индивидуальный подход к каждому клиенту– гарантирован!