Архитектура Возрождения (Ренессанс) В Западной Европе в XIV-XVI вв. в результате сочетания античных традиций и ордерной системы, местных строительных материалов и конструкций, зародился новый архитектурный стиль – Возрождение (Ренессанс). В эпоху Возрождения происходит переломный момент в Архитектуре, особенно по отношению к предшествующему Готическому стилю. Наибольшее значение в стиле Возрождение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и определенному порядку составных частей. В постройках этого времени вновь подчеркивается плоскость стены, ее материальность, четко ограничивается внутреннее пространство, приобретающее единство. Достигается и соразмерность пропорций опорных и давящих частей, в ритмическом членении здания устанавливается равновесие горизонталей и вертикалей. В отличие от вертикальных построек средневековья, новые развиваются в ширину. Ренессанс перенимает античную ордерную систему. Основными архитектурными элементами данного стиля становятся колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод. Применяются различные ордера, тяжёлый дорический в нижней части, а в верхней субтильный коринфский, стена приобретает свою первоначальную функцию. Происходит изменение характера пространства, в отличие от ломаных готических линий, в Ренессансе применяют строгие прямоугольные формы. В эпоху Возрождения предпочтения отдаются следующим геометрическим фигурам и телам: прямоугольник, квадрат, шар и куб. В архитектуре Ренессанса важным моментом является отказ от готической каменой каркасной конструкции и внедрение новой конструктивной системы. Новая система была простая, экономичная, гибкая и значительно облегчала работу архитектору. Возводились здания с кирпичными стенами и сводами, в которых использовали и дерево: балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш. Кирпичные здания покрывались облицовкой (штукатурной или каменой либо мраморной), которая применялась в качестве внешнего слоя. Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппе Брунеллески (1377—1446), уроженец Флоренции. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни). Разносторонне одаренный человек, сочетавший интерес к искусству с познаниями инженера, умом изобретателя, математика, он вскоре целиком отдается зодчеству. Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420—1436), возведенный над построенным еще в 14 в. собором Санта-Мария дель Фьоре. Вытянутый вверх купол диаметром у основания 42 м перекрывает алтарную часть массивной базилики. Его мощный, четкий силуэт и теперь царит над городом, прекрасно воспринимаясь с далекого расстояния. Применив новые конструкции, каркасную систему, Брунеллески сумел обойтись без лесов, соорудив пустотелый купол с двумя оболочками. Он облегчил, таким образом, вес свода и уменьшил силу распора, действующую на стены восьмигранного барабана. Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». Укрупненные масштабы форм купола, его мощные массы, члененные крепкими ребрами, подчеркнуты изяществом и тонкой проработкой декора завершающего его фонаря. В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Возрождения.